анатолий ясинский
Тренды онлайн-обучения
Что нам готовит великий и ужасный онлайн?
1
Офлайн или онлайн?
Если вы спросите людей старше 50-ти, то ответ будет однозначным: конечно же офлайн. Учитель. Внимание к каждому ученику. Авторитет. Контроль за выполнением работ в классе. Ну и социализация, которая возможна только в коллективе.

Но если мы спросим людей более молодых, продвинутых, то возможно ответ будет иным. Получать знания в удобной обстановке. Возможность свободно выбирать любые курсы, не участвуя в бесконечных гонках по городу из конца в конец. Безопасность, в конце концов. Это немало, вы же понимаете.

А как с социализацией? Тут вопрос крайне интересный. Мой сын, которому сейчас 15 лет, надо признаться, некоторое время назад играл, как и все его сверстники, в сетевые игры. В команде были ребята из Италии, Штатов, Чехии… Песочница наших детей может быть вполне себе интернациональной. Сейчас сыняра пишет музыку. Вполне серьезно и профессионально. И с ним вместе работают ребята из Франции, Омска, США… Кто-то пишет бит, кто-то мелодию, кто-то записывает голос. Это и есть новая социализация, та социализация, которая актуальна уже сейчас, а дальше это будет абсолютный мейнстрим.

Если мы будем поощрять такое использование Интернета нашими детьми и привьем им навыки совместной работы, коллаборации в Сети, это будет вовсе не дурно. Ситуация с высшим и дополнительным образование для взрослых тоже переходит в онлайн и полученные навыки обучения в онлайне в детстве конечно же дадут преимущество в будущем при получении высшего и дополнительного образования. Тренд тут совершенно определенный.

2
Тренды онлайн-обучения
Во всем мире растет спрос и предложение на онлайн-обучение. Можно говорить о том, что уже совсем скоро все общение в рамках современной экономики знаний или инновационной экономики будет проходить межу теми, кто получил основное или дополнительное образование в онлайне.

Объемы мирового рынка онлайн-образования

Согласно оценкам авторов исследования рынка онлайн-образования, (http://research.edmarket.ru) по итогам 2019 года объём российского b2c-рынка онлайн-образования достиг 38,5 млрд руб., при среднегодовых темпах роста на уровне 20%.

В конце 2023 года, по прогнозу, его величина перевалит отметку 60 млрд руб. в год при среднегодовых темпах роста на уровне 12–15%. Прогноз включает сегменты дополнительного образования взрослых и детей школьного и дошкольного возраста, коммерческих онлайн-технологий сопровождения и контента для учебного процесса по программам среднего общего и высшего образования.

Интересен тренд на выход отечественных компаний и стартапов в области онлайн-образования на международный рынок.

На кого учатся онлайн?
За последние годы сформировался и список наиболее востребованных специалистов, получающих образование в онлайн формате.
Это продюсеры образовательных проектов, instructional designers, методологи, сценаристы, руководители онлайн-школ, маркетологи онлайн-школ.

Кроме этого, большое развитие получили и курсы по развитию отдельных экспертиз, востребованных современным рынком. Лидерство во всех сегментах по-прежнему удерживают игроки, которые изначально фокусировались на онлайн-образовании, а не гиганты со смежных рынков.

Среднее и дополнительное онлайн-образование
Ситуация с онлайн-образованием в средней школе пока находится на низком уровне. Проникновение онлайн-технологий в общее среднее образование остаётся неглубоким. Потенциал воспринимается экспертами, как высокий, но, как и любая государственная система, средняя школа должна пройти долгим путем бюрократических коридоров, пока выйдет на уровень, соответсвтующий вызовам современного мира.

Рынок дополнительного школьного образования сейчас во многом представлен услугами репетиторов. По школьным предметам в целом наблюдается крепкая положительная динамика — порядка +10% год к году, вместе с тем онлайн-сегмент ожидаемо растёт более стремительными темпами, ежегодно прибавляя, в соответствии с экспертными выкладками, около 33%.

Из отчёта ВШЭ следует, что в 2018 году доля семей в Москве, вкладывающихся в дополнительное образование детей, достигла 50%, а в городах-миллионниках — 38%. Причём даже среди семей с низкими доходами почти четверть (24%) платила за дополнительное образование детей.

Динамика доли охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет всеми формами дополнительного образования демонстрирует устойчивый рост, и к началу 2018 года показатель охвата составлял 79% (порядка 16,3 млн детей; +11 пп. к предыдущему году).

Прогнозы на рынке онлайн-образования
Очевидно, что дополнительное образование разного направления для школьников будет только расти, причем, темпы роста ожидаются весьма высокие.

Пожалуй, самые высокие показатели можно увидеть в дополнительном образовании взрослых, что подтверждает наши размышления о необходимости постоянного обучения. В 2019 году 43% потенциальной аудитории рынка обучались по одному направлению, 24% сочетали два различных направления, 16% учились по трём, 8% — по четырём, 9% — не менее чем по пяти.

Интересно, что среди целей дополнительного бучения взрослых, все большие значения имеют образования с целью смены профессии, переквалификации, а так же обучение творческим навыкам.

В целом можно отметить неизбежность увеличения значения онлайн-образования как во всем мире, так и в России.

Новый Мир уже здесь и нам надо просто понять, что наши дети уже живут в нем, а нам надо просто успевать за ними. Давайте учиться вместе!
Made on
Tilda