анатолий ясинский
Как это — учиться по-новому?
Как и зачем нам нужно учиться по-новому? Чем плох старый подход? Что такое навыки будущего и почему они нужны уже в настоящем?
1
Мы давно не живём в реальности
Мы живем в придуманном мире, в мире мифов, которые плодятся и множатся с неимоверной скоростью.

Мы сетуем на скорость изменений, за которыми невозможно угнаться. Мы не можем, как это было раньше, долго учиться чему-то, а, научившись, использовать приобретенные знания на практике. Нам приходится учиться на ходу, переобуваться в полете.

  • Те, кто наработал навыки перманентного обучения, имеют шанс синхронизироваться с безумным потоком времени.
  • Те, кто по старинке считает, что жизнь делится на детство/юность с периодом учебы, и взрослую жизнь в профессии, очень быстро отстают.

Но скорость изменений — это не основная проблема.

Если реальность — это миф, то она кем-то придумана, а это значит, что реальность перестает быть единственной. Этих придуманных реальностей может быть множество. И искать среди них самую правильную становится затеей изначально обречённой на неудачу. В лучшем случае, мы можем найти что-то, что максимально соответствует нашему взгляду на жизнь.

Вопрос: будет ли то, что соответствует нашему воспитанию и нашему опыту, актуально через 10-25 лет, когда дети станут взрослыми?

Возможно, мы просто цепляемся за свои привычные стереотипы, просто потому что боимся слишком быстрых изменений?
Может, мы стараемся воспитать своих детей в рамках традиции, потому что подсознательно стремимся сделать будущее привычным, стабильным и уютным, как раньше? Множественность реальностей кого-то заставляет закрыться в своем привычном мирке и всеми силами оберегать полученную в детстве Картину Мира. Это всегда считалось нормальным. Всегда, но не сейчас.

Конечно, такой взгляд немного не привычен для нас, взрослых людей, но эффективность нового времени заключается в способности понимать и принимать разные картины мира и смотреть на ситуацию с разных точек зрения, используя тех, у кого диаметрально противоположные взгляды на проблему, для построения многомерной модели.

Сегодня уже недостаточно отдать свое чадо в хорошую школу и быть уверенным, что хорошие профессиональные педагоги подготовят дитятю к взрослой жизни.

Пожалуй, единственный путь — это учиться у тех, кто находится в самой гуще событий, у профессионалов, которые здесь и сейчас занимаются тем, чему будут учиться дети. Но и в этом случае все полученные знания требуют постоянного обновления, т.к. сама структура знаний и иерархия меняется постоянно. Тем не менее совершенно очевидно, что актуальны будут навыки быстрого поиска новой информации, постоянного обучения, коллаборации, толерантности к разным точкам зрения.


Сейчас ни один взрослый не может научить детей жить в этой самой взрослой жизни просто потому, что взрослая жизнь наших детей будет настолько отличаться от нашей, что мы даже и представить не можем, какой она будет.
2
Учиться учиться
Что это значит? Это значит, что нам надо научить своих детей и научиться самим учиться по-новому. Конечно же, сразу возникает вопрос, как это — "по-новому"? Людмила Петрановская, психолог, педагог и публицист, которая долгие годы занимается проблемами школьного образования, отмечает, что 95% того, чему учат в школе уже неактуально, а наши школы подобны тем генералам, которые всегда готовятся к прошлой войне.

В этом заключается кризис современного образования — школа не в состоянии подготовить детей к будущему. Разные авторы оценивают по-разному актуальность существующих профессий в будущем, но так или иначе все сходятся во мнении, что от 15 до 20% профессий через 10 лет станут неактуальными, а большинство драматически трансформируются.

Навыки будущего

Если очень кратко определить те навыки, которые мы должны получить для эффективного существования в XXI веке, то можно их упаковать в четыре «К»:

  • Коммуникация
  • Кооперация
  • Креативность
  • Критическое мышление

И это не просто взятые с неба слова. Неслучайно Всемирный экономический форум в Давосе уже не первый год определяет навыки будущего. Причем каждый раз происходит коррекция этих навыков, но некоторые из них читаются без изменений. Ниже список навыков XXI века из заключительных материалов Экономического Форума в Давосе:

• Комплексное решение проблем

• Критическое мышление

• Креативность

• Умение управлять людьми

• Взаимодействие с людьми

• Эмоциональный интеллект

• Умение анализировать и принимать решения

• Клиентоориентированность

Когда-то давно, когда я учился в Ленинградском Педагогическом Институте, нам объясняли, что любой процесс обучения проходит через 3 стадии:

•Знание • Умение • Навык

Сейчас мы попробуем определиться, где же взять эти знания и как обрести эти навыки.

3
Авторитет учителя и критическое мышление
Учитель. Когда-то это слово значило многое. Мы все помним наших учителей. Да и всегда самых мудрых людей называли с почтением учителями. Авторитет, широта кругозора, энциклопедические знания, забота, внимание и мудрость были самыми важными характеристиками учителя. Молодые ученики усваивали знания, которые помогали им во всех ситуациях их последующей жизни.

Сейчас, как мы уже отметили выше, никто не в состоянии стать источником информации о будущем и обучить подрастающие поколение взрослой жизни. Основную долю информации молодой человек получает из сети, впрочем, как и все мы.

По своим студентам я знаю, что многое из сказанного мною на лекциях, студенты проверяют в сети. Раньше такое «недоверие» к словам учителя могло бы вызвать серьезный конфликт. Сейчас мы поощряем такого рода контроль достоверности информации и называем это критическим мышлением.

Мы считаем, что критическое мышление — это то, что надо развивать с самого раннего возраста. Не критиканство, а именно критическое мышление, когда любая информация должна проходить проверку и аргументированно оспариваться.

Умение пользоваться Интернетом не только для развлечения и общения в мессенджерах в сочетании с критическим мышлением — этому надо учиться с раннего возраста. Добавим к этому качеству уважение к чужому мнению и готовность к творческой коллаборации, и мы получим навыки эффективного существования в новой реальности.

Made on
Tilda